Сохранение и распространение духовных ценностей. В россии утвержден список духовно-нравственных ценностей Архивы как они сохраняют духовные ценности

  • 11.12.2023

Оригинальные идеи, научное открытие, роман или картина могут быть потеряны безвозвратно или остаться в неизвестности, и тогда они не будут нести никакого влияния на людей, Представим, как обеднел бы человечество, если бы не знал античной мифологии, если бы не сохранились египетские пирамиды "росписи Рублева, произведения Т. Шевченко или загадочная Мона Лиза Леонардо да Винчи, как потускнел бы вид Киева без памятника Богдану Хмельницкому или Софиевского собора. Кто же способствует сохранению и распространению духовных богатств? Это прежде всего различные учреждения, выполняющие функции сбора, хранения, исследования и популяризации культурно-исторических и природно-научных ценностей, Начнем с музеев "Сущность их сначала хорошо раскрывал древний вьетнамский термин" бао и ", что означает" хранилище реликвий ". С развитием музеев (ныне их в мире более 12 тыс.) Они стали не только собранием ценностей "но благодаря своим экспозициям, выставкам" экскурсиям 1 серьезным источником пополнения знаний миллионов посетителей.

Музеи разнообразные по своему профилю: исторические (в том числе археологические "этнографические и т.п.), художественные" литературные, естественно-исторические (ботанические, геологические и т.п.), технические. В Украине и других странах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев это музеи истории учебных заведений, воинских частей, предприятий.

Слова "хранилище" и "распространение" относятся и к библиотекам. Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания: в середине VII в. до н.э. при дворе ассирийского царя Ашшурбанипала была собрана библиотека с "глиняных книг". С развитием книгопечатания постоянно возрастала роль библиотек как важнейшего средства содействие тому, чтобы все больше людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями. Сеть библиотек огромна: от небольших - личных, школьных, городских - до крупнейших книгохранилищ.

Слово «архив» (в переводе с лат. - Письмосховище) нередко ассоциируется с чем-то очень древним и от жизни далеким. Архивы, как и библиотеки, известные давно. Архивы - это место хранения документов, в том числе и наиболее древних, и совсем недавнего времени. Собрание архивных источников предназначены для научных исследований, для реализации практических целей. Архивы непрерывно пополняются, так как ежедневно накапливаются новые свидетельства о деятельности отдельных людей, организаций, государственных учреждений. Архивы бывают небольшие (например, архив завода, где хранятся документы о его работников) и гигантские, по которым можно исследовать многое, еще не познанного, или восстановить истину, что долго скрывалась. Так, благодаря архивным поискам удалось сделать достоянием гласности ранее засекреченные договоры (например, секретный протокол, подписанный Молотовым и Риббентропом накануне Второй мировой войны). При восстановлении старинных украинских городов, разрушенных фашистами в годы Великой Отечественной войны, привлекались данные об архитектурных особенностях и размеры возрождающихся сооружений, памятников культуры. Древние сообщения, хранящиеся в архивах, о тех или иных природных явлений помогли геологам XX в. найти колоссальные запасы полезных ископаемых (нефть, газ и т.д.). Архивные справки помогают гражданам подтвердить некоторые их права (например, справки о стаже работы влияют на размер пенсии).

Таким образом, архивы, библиотеки, музеи - это не только хранилища; древние египтяне называли их "домами жизни», подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и передаче культурного наследия. Музеи, архивы, библиотеки - достояние народа, они должны быть доступны для всех.

Результативность духовно-практической деятельности, осуществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом зависит от "лоцмана", что прокладывает посетителю, читатель лучший путь к познанию. Эти "лоцманы" -екскурсоводы, библиотекари, архивариусы.

Афоризм "смотреть - не означает видеть" напоминает об одном из коренных задач музейного работника - научить "видеть", то есть выявлять существенные черты экспозиции, получая, таким образом, максимум заложенной в ней информации. Вспомним, например, о посещении художественной галереи. Конечно, оставаясь один на один с картиной, каждый испытывает ее эстетический излив. Но нередко многое остается неясным из-за слабого знакомство с тематикой (например, с сюжетами на библейские темы), из-за недостаточно четкое восприятие художественного стиля, его особенности. В таких случаях объяснение экскурсовода очень важно.

В библиотеках очень трудно ориентирования в мире книг. И здесь совет библиотекаря помогает выбрать правильный путь для удовлетворения запросов читателя, формирования его интересов и вкусов.

Наибольший по охвату людей и по общенародной значимости вклад в деятельность по распространению духовных ценностей вносит школа, прежде всего учитель. Вспомним широкий, общественный смысл слова «учитель»: это мыслитель, ведет людей по пути знаний и помогает им оформить свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Именно учитель является для детей и юношей живым источником знаний и умений, носителем эстафеты времен, он распространяет, передает новым поколениям самое главное, ценное и по-человечески общезначимой из того, что накоплено наукой, техникой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учитель стремится заложить основы понимания современной системы научного знания, развивается, о мире, человеке, обществе.

Массовая аудитория, воспринимающая духовные ценности, - это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей, то есть те, на кого постоянно воздействуют средства массовой информации (СМИ).

Несомненным народным достоянием являются классические театральные постановки и кинофильмы, воспроизведение которых телевизионными средствами знакомит новые поколения с искусством народа Украины, различных зарубежных стран.

Освоение Духовных Ценностей

Создание, сохранение и распространение духовных ценностей направлены на удовлетворение духовных потребностей людей. Процесс их удовлетворения называется духовным потреблением, приобщением к духовной культуре.
Важнейшая духовная потребность человека - в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: "Все люди от природы стремятся к знанию". А французский мыслитель
XVI в. М. Монтень утверждал: "нет стремления более естественного, чем стремление к знанию".
Другая важнейшая духовная потребность - эстетическая. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения - все это грани единой эстетической потребности.
Еще одна духовная потребность человека - в общении. Любовь к человеку, дружба, товарищество - подлино человеческие потребности. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потребности в общении.
Духовные потребности порождают виды детельности, направленные на их удовлетворение. Происходит как бы движение друг другу: деятельность актера - с деятельностью зрителя и т.д.
Духовная жизнь общества немыслима без соединения духовного производства и духовного потребления. Никто не сможет наслаждаться музыкой, которая не создана!
Итак, в духовной жизни общества деятельность, направленная на создание, сохранение и распространение духовных ценностей, духовные потребности и духовное потребление представляет собой неразрывное единство. Духовные ценности чаще всего предстают перед нами в вещественной форме. Книга - это ценность духовная, но в то же время вещь, предмет.
Духовное потребление - это особый вид деятельности и, следовательно, он имеет свою направленность, требует определнных усилий, использования соответствующих средств.
В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с отдной стороны, материальные возможности, с другой - соответствующие знания и навыки.(Чтобы прочитать книгу, нужно иметь возможность получить ее в библиотеке или купить.) Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей.
Наиболее распространенные средства приощения к духовным ценностям - книга, радио и телевидение.
Подведем итог. Духовная деятельность людей многообразна, у каждого широкий выбор ее форм и видов. Такая деятельность может стать его профессией: он будет ученым или писателем, актером или ходожником, учителем или библиотекарем, экскурсоводом или журналистом. Он
может приобщиться к любительскому духовнуму творчеству, участвуя в народном театре, литературном объединении, создании народного музея. конкурах художественной самодеятельности. А главное - каждый общается с книгой, музыкой, театром и кино. И от того, какие ценности человек предпочитает, во многом зависит от,... каков он сам...

Определяющее значение духовных ценностей в будущем России и мира; "сбережение Народа" - как цель развития страны и любых проводимых преобразований; суверенность России в выборе своего пути ("суверенная демократия"); приоритетность культурно-нравственной составляющей при преодолении коррупции и других негативных явлений нашей жизни; критерии "качества жизни" - не только в материальном, но и в духовном измерении; такие базовые понятия, как "единство Нации", "самодержавие Народа и его духовное единство", - всё это неоднократно звучало в выступлениях В.В.Путина, Д.А.Медведева, Ю.М.Лужкова, Святейшего Патриарха Алексия Второго.

При этом огромным разочарованием стало отсутствие в программе стратегического развития государства "2020" упоминания о ценностях и смыслах этого развития, о социокультурной составляющей нашего будущего. Предлагаемый сценарий для России без этих основ не может восприниматься, как приемлемый и должен быть дополнен существенными для нашего Отечества критериями жизни.

И это притом, что Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самоидентификации. Возникли критические деформации ее культурного и информационного пространства. В геополитических интересах США с союзниками ставят перед собой цели по дальнейшему ослаблению роли России в мировом сообществе. Через использование социальных и национальных факторов инспирируются негативные процессы в духовной сфере, влекущие за собой разрушение исторических, культурных, этических традиций. Утверждается культ индивидуализма, эгоизма и насилия, неверие в способность государства защитить своих граждан; девальвируются такие понятия как долг, достоинство, честь, верность Отечеству, присяге. Печатные и электронные СМИ для поднятия рейтинга и привлечения рекламодателей загружают сознание и подсознание стереотипами мышления и поведения. Традиционные формы формирования внутреннего духовного мира вытесняются телевидением и Интернетом. Существующие институты, призванные развивать в человеке нравственные и эстетические ценности, не справляются со своими задачами.

Пришло время сделать следующий, совершенно необходимый шаг: перейти от осознания - к формулированию целей и смыслов, а затем - к их реализации. Уже принятая в качестве одной из политических основ России "суверенность демократии" подразумевает не только право суверенного государства на выбор методов, которыми в нем будет построена демократия "обязательного для всех образца", но и право выбирать саму форму этой демократии, сами ценности и подходы, которые будут положены в её основу. Речь идёт о духовном суверенитете России, без которого, очевидно, невозможен ни государственный, ни экономический суверенитет. Между тем, ценности в сегодняшней России не идентифицируются, смыслы не определены, ответственность за следование им для действующей Власти и Общества не установлена.

Инновационное развитие, рост экономических показателей и уровня потребления - всё это, конечно, важно и нужно.

Но необходимо понимать и то, что всё это - не цель развития, а лишь технология достижения главной цели, которой является ЧЕЛОВЕК (или более широко - НАРОД) и его счастье. Человеческое счастье, согласно миропониманию Русской цивилизации, никогда не сводилось к желанию потреблять завтра больше, чем сегодня, а тем более - к "свободе" добиваться личного успеха за счёт несчастья окружающих, не обременяя себя при этом такими "неконкурентоспособными" ограничениями как Совесть, Нравственная и Гражданская ответственность.

Поэтому, выстраивая для страны "образ будущего", к которому надлежит стремиться, необходимо исходить из того, что у России - свой исторический путь, свои ценности, свой идеал общества. Именно в соответствии с ними веками выстраивались миропонимание, культура и мораль не только государствообразующего Русского Народа, но и всех иных народов, составивших с ним вместе единую государственность и Нацию. Следование этой своей внутренней сути, а не рецептам иноземных "учителей", выстраивание в соответствии с ней всей системы общественных, государственных и экономических отношений - вот единственная возможность для нашего Народа создать для себя и своих потомков действительно счастливую жизнь на своей земле. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи - когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране сохраняется уважение к родному языку, к самобытным национальным ценностям, к памяти предков, к отечественной истории.

Именно это способно стать той самой главной - социокультурной - инновацией, которую Россия в состоянии предложить сползающему в кризис человечеству в качестве реальной альтернативы изжившей себя модели общества эгоизма и потребления.

Но кто способен взять на себя высочайшую ответственность - сформулировать эти ценности и смыслы, являться их мерой и контролировать соответствие им всех ветвей демократически избранной Власти? Только сам Народ, являющийся согласно Конституции "носителем суверенитета и единственным источником власти", имеет на это право.

Сегодня мы предлагаем всем гражданским силам консолидированные действия в рамках Общественного совета города Москвы, который возьмёт на себя своеобразный "общественный аудит" действий и принимаемых решений - на предмет соответствия их ценностям нации и национальным интересам. Это может стать действенной формой общественного (гражданского) контроля, позволяющего реально бороться с произволом чиновников и разъедающей страну язвой коррупции. Это, наконец, позволит пресечь захлестнувший Россию мутный поток безнравственности и бездуховности, остановить построенную на нём индустрию порока, ради денег калечащую души, уничтожающую мораль и истинную культуру.

Для объединения усилий общества по защите духовно-нравственных ценностей, исторического и культурного наследия участники общественных слушаний заявляют:

1. Мы осознаём, что Россия является основой самобытной тысячелетней Русской цивилизации с собственным путём исторического развития, с собственной Великой Русской культурой, обогащённой культурами коренных народов России.
2. Учитывая выдающуюся роль в формировании нравственно-этических ценностей и культурных традиций Православия и в некоторых регионах нашей страны Ислама, а также Буддизма, мы считаем необходимым всемерно содействовать усилиям этих конфессий в духовном оздоровлении общества, включая такие сферы как культура, образование и армия.
3. Мы считаем, что осуществление власти в стране должно быть направлено на сохранение национальной самоидентификации Народа и его культуры, защиту наших традиционных ценностей и образа жизни, воспитание патриотизма и преданности Родине, соблюдение национальных интересов в условиях глобализации.
4. Мы призываем власть и гражданское общество применить действенные механизмы: для обеспечения информационной безопасности, особенно в гуманитарной сфере; противодействию развращению Нации; пропаганде чуждых Русской цивилизации, навязываемых извне ценностей и идеалов; разложению устоев государства через СМИ, "массовую культуру" и псевдо-образовательные программы.
5. Наш язык и отечественная литература - важнейшие составляющие отечественной культуры, духовная среда обитания Нации - служат не только основой ее бытия, но и средством единения и взаимообщения всех народов России, а также наших соотечественников, где бы они ни проживали. Мы считаем, что русскому языку и литературе необходимо вернуть в школе, обществе и во всем Русском мире положение, соответствующее их значению.
6. Главное наше богатство и ценность - это люди. Они сформировали и сохранили наше духовное наследие, нашу культуру, нашу экономическую мощь. Создав великую страну, предки завещали ее не только нам, но и потомкам. И наш долг - сохранить и возродить Россию, сделать сильным и процветающим ее народ.
7. Имеющийся у нашей страны опыт солидарности в моменты высшего напряжения сил народа, множественность национальных культур и многовековая устойчивость основных религий, незыблемость духовных ценностей для подавляющей части населения, эмоциональная открытость, само геополитическое положение России создали необходимые условия для переосмысления нами своего прошлого и создания надежной, соборной системы защиты традиционных духовно-нравственных ценностей и культурного наследия.
8. Мы считаем, что в условиях нарастания мирового цивилизационного и ценностного кризиса Россия способна предъявить миру свою традиционную этику духовного единения и солидарной деятельности людей ради общей цели как реальную альтернативу насаждаемому Западом в процессе глобализации культу эгоизма и потребительства, а потому призвана стать одним из ведущих мировых цивилизационных центров.
9. Мы убеждены, что:
- права и свободы неразрывно связаны с обязанностями гражданина перед страной и обществом, при этом личность, реализуя свои интересы, обязана соотносить их с интересами ближнего, семьи, местной общины, всего Народа;
- России необходим правовой механизм взаимной гражданской и нравственной ответственности власти, общества и гражданина; при этом государственные служащие должны принимать присягу о личной ответственности за действия и результаты принятых ими решений, а также за бездействие;
- коррупция и казнокрадство должны быть приравнены к государственной измене, а наказание за них включать конфискацию имущества, в том числе - имущества ближайших родственников и находящееся за пределами России;
- исполнительная власть должна немедленно обеспечить открытость и прозрачность расходования бюджетных средств, а также прозрачность доходов и расходов всех государственных служащих и членов их семей;
- в системе образования не менее важным, чем получение знаний и навыков, должно стать воспитание полноценной творческой личности и её гражданских добродетелей на основе национальных духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
- существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека; это такие ценности как Вера, Нравственность, Святыни, Отечество; когда эти ценности и реализация прав человека вступают в противоречие, общество, государство и закон должны гармонично сочетать то и другое.
10. Мы считаем патриотическое воспитание молодёжи приоритетнейшей задачей, призванной не допустить появления новых "потерянных поколений". Уверены, что патриотическое воспитание молодых москвичей наряду с любовью к Родине и гражданскими добродетелями должно включать приобщение их к традиционным ценностям, духовной, культурной и этической традиции России, к её истории и миропониманию. Считаем необходимым создание в Москве единого Центра патриотического воспитания молодёжи с отделениями во всех районах города, объединяющего в ассоциацию военно-патриотические, военно-спортивные, поисковые, исторические и прочие клубы, занятые патриотическим воспитанием молодёжи.
11. Мы всецело одобряем внешнеполитическую активность Правительства Москвы и позицию мэра Ю.М.Лужкова на Украине и в Крыму. По нашему мнению, превращение Москвы в признанный центр интеграционных процессов и международного сотрудничества, кроме того, должно способствовать воспитанию у наших сограждан интернационализма, солидарности с соотечественниками за рубежом и неприятия любых форм межэтнической и межрелигиозной нетерпимости, включая и подрывающую основы государства русофобию. Предлагаем в ближайшее время провести в Москве круглый стол по этому вопросу со всеми гражданскими силами, поддерживающими инициативы Ю.М.Лужкова.
12. Мы предлагаем Ю.М.Лужкову на основе результатов настоящих общественных слушаний создать совершенно необходимую для гражданского общества площадку для общественной дискуссии "Ценности нации и национальные интересы" - по определению системы базовых ценностей и смыслов развития России, по образцу созданных "Единой Россией" дискуссионных площадок в виде клубов предметной направленности. Предлагаем Ю.М.Лужкову поддержать инициативу о размещении этой площадки в Институте философии РАН по адресу Волхонка, дом 14.

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС

(Урок «открытия» нового знания (изучения новой темы))

Предмет - Основы духовно-нравственной культуры народов России

Класс -5

Тема урока - «Забота государства о сохранении духовных ценностей»

Цель : Создать условия для формирования представлений о духовных ценностях и их влиянии на жизнь общества.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Смогу т

Рассказать о роли государства в сохранении культурного наследия,

Назвать памятники истории и культуры народов России,

Определять понятия:

Духовные ценности,

Милосердие

Сострадание

Доброта

Отзывчивость

Продолжат формирование

Умений проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, -представлять результаты своей творческо-поисковой работы.

Способности решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление.

Воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. Бережное отношение к своей родной культуре

Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей,

Сохранение мотивации к учебной деятельности, положительное отношение к процессу познания.

Словарь урока : Духовные ценности. Милосердие. Сострадание. Доброта. Отзывчивость.

Ресурсы урока: Виноградова НС.Ф. «Основы духовно-нравственной культуры народов России» учебник, проектор, раб. лист.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг. момент

Самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности)

2 этап. Мотивация

Конституция Российской Федерации

Статья 44.

2.-Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Как вы думаете, какие главные слова звучит в этой статье?

Кто должен это делать?

Сформулируйте тему занятия.

Вопросы к уч-ся

3 этап. Актуализация знаний

4 этап.

Целеполагание

и планирование

После изучения данной темы вы сможете:

Рассказать о роли государства в сохранении культурного наследия,

Различать культурные сооружения разных религий,

Назвать памятники истории и культуры народов России.

Понимать ценность духовной культуры.

План

1. Забота государства о сохранении духовных ценностей.

2.Возрождение духовных ценностей.

3.Символ доблести и славы народа - Храм Христа Спасителя.

4.Объекты культурного наследия.

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

1.Текст учебника. стр. 129 Вопрос.

Чтобы сохранить духовные ценности российского народа – милосердие, сострадание, доброту, отзывчивость - необходимо объединить усилия государства и общественных организаций, в том числе и религиозных. Сегодня государство признает особую роль традиционных религий в развитии духовно-нравственной культуры России. Оно защищает право человека исповедовать любую религию. Сегодня в нашей стране восстанавливаются памятники духовного наследия, строятся храмы, монастыри, мечети, синагоги. Тысячи паломников ежегодно посещают святые места. Все эти факты свидетельствуют о возрождении духовности России, о желании нашего государства сохранить вечные ценности, которые выработали предыдущие поколения россиян.

(Духовные ценности – это совокупность моральных, религиозных, нравственных, этических убеждений человека, представляющих для него значимость)

О каких духовных ценностях российского народа говорится в тексте?

Что означают эти слова?

(Милосердие- Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м.

Сострадание - Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем. С. к сиротам. Сделать что-н. из сострадания .

Доброта - душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Отзывчивость - это сердечность, сочувственное отношение, чувствительность, чуткость

Что нужно для сохранения духовных ценностей?

(объединить усилия гос-ва и общества)

Какие факты свидетельствуют о возрождении вечных духовных ценностей?

(восстановление памятников духовного наследия)

стр. 129 Вопрос

2. Государство заботится о сохранении духовной культуры и ее развитии. Происходит взаимная работа государства, общественных и религиозных организаций.

Активно осуществляется восстановление на территории России памятников религиозной культуры.

Учебник стр130-132.

По данному вопросу выступают ученики.

, , .

Храм Рождества Богородицы

с. Гуторово 1775 г.

С. Кутафино. Церковь Тихвинской Божией Матери. 1816-1826, 1878-1881 гг.

С. Шахово. ц. Св. Живоначальной Троицы 1845 г.

С. Ретяжи. Церковь Обновления храма Воскресения Христова. 1765 г.

-Приход Свято-Ильинской Церкви

(с. Апальково)

Восстановление Свято-Ильинской церкви

3. Зачем и почему восстанавливается, строится такое количество храмов?

Патриарх Кирилл говорил об этом после Божественной Литургии в Свято-Троицком соборе в Париже, 4 декабря 2016 года:

«Потому что мы прошли через такой исторический урок, через который не прошла ни одна нация. И мы не объясняем наши поступки, ибо каждый, кто знает нашу историю, понимает, что, как народ мы спаслись только благодаря тому, что сохранили веру».

. -О каком храме пойдет речь?

О Храм Христа Спасителя, ты снова

Стоишь, поднявшись до былых высот!

Тебе мое восторженное слово,

Души моей восторженный полет!

Как ты величествен и как прекрасен

В немыслимой для взора красоте

Златых крестов, и куполов, и башен,

Фигур, и стен в их снежной чистоте!

Как поднялась рука «творцов» лукавых

Взорвать тебя - святилище Христа,

Музей великой Бородинской славы,

Здесь созданного волею Творца?

Хвала Ему и всем, кто волей Бога

Вновь подарил России этот Храм!

И пусть нас всех ведет сюда дорога

К божественным глаголящим устам!

России быть, и снова возродиться

Ее великим праведным делам!

Залог тому - поднявшийся в столице

Христа Спасителя величественный Храм!

Итак, дети, о каком храме идет речь? (о храме Христа Спасителя)

просмотр ролика.

В 1931 году храм-памятник Воинской славы, главный храм России, перестал существовать. Только в конце 80-х годов 20 века развернулась кампания по сбору средств по восстановлению Храма Христа Спасителя. В архивах отыскали чертежи, по которым работал архитектор Константин Тон.

И вот в 1994-1997 годах вознесся из небытия Великий Храм- Главный Храм Русской Православной Церкви, Храм-памятник, Храм-мученик-Храм Христа Спасителя. Прошли годы. Стала возрождаться в России православная вера и культура. И восстал в первозванной красоте Храм Христа Спасителя!

Рабочий лист.

Учебник стр133-134.

Игра «7 предложений».

4. В нашей стране восстанавливаются памятники духовного наследия. Под особую охрану государства взяты старинные особняки, музеи, храмы, заповедники, дворцы.

Создан « Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации».

О сохранении духовных ценностей должны заботиться государство, общество, каждый человек.

Объекты культурного наследия ( и ) - объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями , , , объектами и и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой с точки зрения истории, , , , , науки и техники, , или , социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и , подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры .

, включая территорию с расположенными на ней памятниками истории и культуры (Орловская область) -

Учебник стр.135. Составьте «Правила поведения в музее» (на примере посещения школьного краеведческого музея Н.С. Лескова).

Вступают в диалог.

Предлагают свое обобщение и варианты ответов.

Работа с заданием 1.

Ответы детей.

Работают с заданием 2.

Выступают.

Работают с тестом.

Работают с заданием в рабочем листе.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

О сохранении духовных ценностей должны заботится государство, общество и каждый человек.

Что же такое духовные ценности?

Какова забота государства и общественных организаций о защите духовных ценностей?

Что мы должны делать сегодня, чтобы сохранить духовные ценности.

7 этап. Рефлексия и оценивание

Тест.

8 этап. Домашнее задание

Домашнее задание.

узнайте, какие храмы есть в нашем крае; какие из них восстановлены, а какие еще предстоит восстановить. Назовите храмы, восстановление которых продолжается.

Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково

Этот храм называли восьмым чудом света, ведь нигде в мире не существует таких же иконостасов, как в неопалимовской церкви города Дятьково Брянской области. Весь иконостас этого храма создан из хрусталя. В 1810 году его построил хозяин местной хрустальной фабрики Мальцов. Не только тяжеловесный, изящной работы хрустальный иконостас, «как бы плавающий в воздухе», но и хрустальные люстры и паникадила, уникальные подсвечники из многослойного и многоцветного стекла высотой в человеческий рост украшали церковь до 1929 года. Удивительный храм разрушили, но некоторые части его убранства укрылись в дятьковском музее. В 1990 году разрушенный храм был воссоздан, и местные стеклодувы, используя сохранившиеся чертежи 200-летней давности, больше года изготавливали тысячи деталей для его убранства. На восстановление иконостаса потребовалось несколько тонн хрусталя, и не простого, а сплавленного со свинцом – такой сплав идет на изготовление самой дорогой посуды. Неопалимовский храм внутри кажется и ледяным, и радужным: под хрустальные пластины на стенах подложены зеркала, что дает эффект радужного свечения.

Оригинальные идеи, научное открытие, роман или картина могут быть потеряны безвозвратно или остаться в неизвестности, и тогда они не будут нести никакого влияния на людей,. Представим, как обеднел бы человечество, я бы не знало античной мифологии, если бы не сохранились египетские пирамиды"росписи. Рублева, произведения. Т. Шевченко или загадочная. Мона. Лиза. Леонардо да. Винчи, как потускнел бы вид. Киева без памятника. Богдо на. Хмельницком или. Софиевского собора. Кто же способствует сохранению и распространению духовных богатств? турно-исторических и естественно-научных ценностей,. Начнем с музеев"Сущность их сначала хорошо раскрывал древний вьетнамский термин"бао и", что означает"хранилище реликвий"С развитием музеев (ныне их у мире более 12 тыс.) стали не только собраниями ценностей"но благодаря своим экспозициям, выставкам"Экскурсия 1 серьезным источником пополнения знаний миллионов посетителиачів.

Музеи разнообразны по своему профилю: исторические (в том числе археологические"этнографические и т.п.), художественные"литературные, естественно-исторические (ботанические, геологические и т.п.), технические. В Украине и других страна ах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев это музеи истории учебных заведений, воинских частей, предприв.

Слова"хранилище"и"распространение"относятся и к библиотекам. Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания: в середине VII в до не при дворе ассирийского царя. Ашшурбанипала была со ибрана библиотека с"глиняных книг"С развитием книгопечатания постоянно возрастала роль библиотек как важнейшего средства содействия тому, чтобы все больше людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями. Сеть библиотек огромна: от небольших - личных, школьных, городских - до самых книгосховысховищ.

Слово"архив"(в переводе с лат - письмосховище) нередко ассоциируется с чем-то очень древним и от жизни далеким. Архивы, как и библиотеки, известны издавна. Архивы - это место хранения документов, в том или исли и наиболее древних, и совсем недавнего времени. Собрание архивных источников предназначены для научных исследований, для реализации практических целей. Архивы непрерывно пополняются, потому что ежедневно накопичуют ься новые свидетельства о деятельности отдельных людей, организаций, государственных учреждений. Архивы бывают небольшие (например, архив завода, где хранятся документы о его работников) и гигантские, по которым можно исследовать многое, еще не познанного, или восстановить истину, долго скрывалась. Так, благодаря архивным поискам удалось сделать достоянием гласности ранее засекреченные договоры (например, секретарь. Этны протокол, подписанный. Молотовым и. Риббентропом накануне. Второй мировой войны). При восстановлении древних украинских городов, разрушенных фашистами в годы. Великой. Отечественной войны, привлекались данные об архитектурных особенностях и размеры восстанавливаемых сооружений, памятников культуры. Древние сообщения, хранящиеся в архивах, о тех или иных природных явлениях помогли геологам XX ст найти круг сальные запасы полезных ископаемых (нефть, газ и т.п.). Архивные справки помогают гражданам подтвердить некоторые их права (например, справки о стаже работы влияют на размер пенсиимір пенсії).

Таким образом, архивы, библиотеки, музеи - это не только хранилища; древние египтяне называли их"домами жизни", подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и передаче культурного наследия. Музеи, а архивы, библиотеки - достояние народа, они должны быть доступны для всех.

Результативность духовно-практической деятельности, осуществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом зависит от"лоцмана", прокладывающий посетителю, читатель лучший путь к познанию. Эти"лоцм наваждения"-экскурсоводы, библиотекари, архивариуси.

Афоризм"смотреть - не значит видеть"напоминает об одном из коренных задач музейного работника - научить"видеть", то есть выявлять существенные черты экспозиции, получая, таким образом, максимум заложенной в ней информации. Вспомним, например, о посещении художественной галереи. Конечно, оставаясь один на один с картиной, каждый ощущает ее эстетический вылил. Но нередко многое остается не понял целым через слабое знакомство с тематикой (например, с сюжетами на библейские темы), из-за недостаточно четкое восприятие художественного стиля, его особенности. В таких случаях объяснения экскурсовода очень ва жливливе.

В библиотеках очень трудно ориентировка в мире книг случае совет библиотекаря помогает выбрать правильный путь для удовлетворения запросов читателя, формирования его интересов и вкусов

Крупнейший по охвату людей и по общенародной значимости вклад в деятельность по распространению духовных ценностей вносит школа, прежде учитель. Вспомним широкий общественный смысл слова"учитель":: это мыслитель, ведет людей по пути знаний и помогает им оформить свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Именно учитель является для детей и юношей живым источником знаний и умений, носителем эстафет и времен, он распространяет, передает новым поколениям самое главное, ценное и по-человечески общезначимое из того, что накоплено наукой, техникой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учитель стремится заложить основы понимания современной системы научного знания, развивается, о мире, человеке, обществтво.

Массовая аудитория, воспринимает духовные ценности - это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей, то есть те, на кого постоянно влияют средства массовой информации (СМИ)

Несомненным народным достоянием являются классические театральные постановки и кинофильмы, воспроизведение которых телевизионными средствами знакомит новые поколения с искусством народа Украины, различных зарубежных стран