Комаровский здоровье ребенка и здравый смысл его. Евгений Комаровский «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» - рецензия - Психология эффективной жизни - онлайн-журнал. Общие принципы питания ребенка

  • 15.03.2024

Евгений Комаровский - известный детский врач, автор популярных книг о детском и родительском здоровье, участник ток-шоу, консультант специализированных программ, создатель и руководитель медицинского центра «Клиника Комаровского».

Сложность изложения

Целевая аудитория

Потенциальные и состоявшиеся родители, а также бабушки и дедушки, которым важны здоровье и развитие их детей и внуков.

Автор предлагает множество полезных советов, как справляться с детскими инфекциями, принимать правильные решения в отношении образа жизни ребенка. Он предлагает пошаговые инструкции обращения с детьми, родителями, различными родственниками, а также с детским врачом. Книга включает подборку статей и рассказов автора, а также подробное исследование, посвященное тактике применения одноразовых подгузников.

Читаем вместе

Первую часть книги автор посвящает началу жизни ребенка - от беременности мамы до первого его года. У любого новорожденного уже есть генотип с присущими наследственными признаками, который под влиянием окружающей среды превращается в фенотип с внешними признаками. Основной задачей родителей является не дать ухудшиться здоровью, данному ребенку природой. Это нужно начинать делать уже во время беременности: прислушиваться к себе и делать то, что хочется в данный момент, не отчаиваться, если врачи нашли какие-то болезни, проходить лечение только при угрозе женскому здоровью или жизни. Беременность является естественным физиологическим процессом, вмешиваться в который следует по минимуму. До ее планирования желательно проверить состояние здоровья, пройти стоматолога, провести полноценный недомашний отпуск, отказаться от вредных привычек и немного снизить сексуальную активность. Будущему отцу тоже следует пересмотреть отношение к жене, быть к ней более внимательным, нежным, соизмерять сексуальный пыл с ее реакцией, больше помогать по дому.

Во время родов надо не паниковать, а слушать рекомендации врача и четко выполнять его инструкции, ведь главная конечная цель - быстрее выписаться со здоровым ребенком домой. Три основных правила, которые должна соблюдать родившая женщина, - не нервничать, побольше отдыхать и заниматься грудью.

Младенец отлично умеет приспосабливаться к условиям окружающей среды, важно изначально оценивать ребенка по достоинству и не снисходить до него. Существует ряд необходимых мер для сохранения здоровья малыша с первых дней его жизни. Приведем самые важные:

1. Детская комната должна быть аккуратной, чистой, хорошо проветриваемой, с наличием кроватки, пеленального столика, стеллажа или тумбы для хранения детских вещей, комнатного термометра и светильника.

2. Регуляция температурного режима осуществляется через температуру воздуха в комнате и одежду малыша, оптимально придерживаться 18–19 градусов.

3. Памперсы решают проблему ухода за кожей младенца в первые шесть месяцев жизни, важно научиться правильно ими пользоваться. Но если есть силы и возможность использовать марлевые подгузники - лучше отдать предпочтение им.

4. Заменителями пеленок вполне становятся распашонки и ползунки, только не нужно их сочетать. Детские вещи всегда стираются отдельно от взрослых.

5. Ребенок спит столько, сколько ему нужно, лучше изначально отказаться от укачивания малыша, так как его вестибулярный аппарат еще слишком слаб.

6. Общие ванны лучше устраивать после полного заживления пупка.

7. Через две недели после рождения с ребенком можно гулять на улице два раза по полчаса.

8. Ребенку следует питаться теми продуктами, которые для него наиболее естественны в соответствующем возрасте.

9. С самого рождения малыш - уже член семьи, но от чрезмерной любви и внимания к нему не должно быть плохо другим членам семьи. Ищите золотую середину.

10. Здоровый ребенок всегда напомнит о том, что он голоден. Если не хватает грудного молока, нужно перейти на смешанное вскармливание. До появления детских зубов должны использоваться только молочные продукты.

11. Прикорм в шесть месяцев начинается с овощных пюре, молочных каш, творога, желтка, мясных и рыбных блюд. Чем старше становится ребенок, тем менее опасны всяческие эксперименты, связанные с питанием.

Самое важное на начальном этапе жизни малыша - сохранить все биологическое, чтобы дальше развивать социальное.

Во второй части книги Комаровский рассказывает о выборе правильной тактики родительских действий, позволяющих вырастить здорового ребенка и сохранить спокойствие в семье. Маме изначально стоит принять тот факт, что рассчитывать особо не на кого, даже на супруга. Правильно организованный режим дня не создаст дополнительных проблем ни ей, ни ребенку, ни другим родственникам. Папе следует также понимать, что, пока его жена - это мать его ребенка, ее материнский инстинкт сильнее ее женской любви к нему, поэтому нужно сохранять здравый смысл. Необходимо помогать жене принимать решения по поводу общего малыша.

Бабушки и дедушки играют не менее значимую роль в жизни ребенка, но основной проблемой является их чувство собственности по отношению к внуку или внучке. И чаще всего бабушкино воспитание, увы, граничит с патологией. Поэтому тут крути не крути, а важно усвоить золотое правило: все решения относительно ребенка принимают только его родители.

В вопросах детского питания нельзя делать его смыслом жизни взрослых, кормление должно осуществляться по мере прихода аппетита и при наличии готовой еды. Заболевшего ребенка не надо насильно пичкать едой, его печень может просто не справиться с таким объемом, и он будет болеть еще дольше.

Здоровый сон создает все условия для активного бодрствования после пробуждения. Если утром ребенок встает без негативных эмоций, то укладывать спать его можно в любое время.

Если организовывать летний отдых ребенку, нужно приобщать его к тем полезным факторам, которые не были доступны ему в течение года. К «отдыхательным принципам» относятся максимальная двигательная активность, свежий воздух, питание по аппетиту, мозговой отдых.

В третьей части автор рассказывает, почему важно подружиться с участковым педиатром, который будет вести ребенка на протяжении 14 лет. Но в любом случае за здоровье ребенка несут ответственность родители, а советы педиатра лежат в основе всех принимаемых родителями решений. Не стоит дискутировать, делать ли профилактические прививки, - здесь автор дает однозначный ответ, что они необходимы.

Взрослые начинают думать об иммунитете ребенка, когда он начинает часто болеть. Но болеют на самом деле все, важно понимать, насколько часто и сложно это протекает. У иммунитета есть три естественных стимулятора - голод, холод, физическая активность, поэтому тут нельзя угнетать иммунитет перекармливанием, перегреванием и ограничением движения.

Любая инфекционная болезнь вызывается только одним микроорганизмом, поэтому надо точно знать источник болезни, каким путем она была передана, каковы восприимчивость к болезни и иммунитет, а также способы лечения.

1. К вирусным инфекциям относятся корь, ветряная оспа, краснуха, паротит, гепатит, самыми опасными на сегодняшний день остаются бешенство, полиомиелит, инфекционный мононуклеоз, цитомегаловирусная инфекция.

2. К бактериальным инфекциям относятся коклюш, дифтерия, ангина, скарлатина, кишечные инфекции, хламидиоз, менингит, воспаление легких.

Терапия антибиотиками не всегда безопасна, поэтому тут должен давать рекомендации и назначать лечение профессионал. Они далеко не единственные средства, которые борются с болезнетворными микроорганизмами. Важно помнить, что антибактериальные средства и антибиотики не являются одним и тем же, а антибактериальные препараты не применяются при вирусных инфекциях.

Лучшая цитата

«Лучше уж с самого рождения выбрать правильное направление: это и проще, и дешевле, и приятнее».

Чему учит книга

Во взаимоотношениях «врач - ребенок» важным промежуточным звеном являются родители и ближайшие родственники. Педиатр в качестве консультанта нужен как раз таки родителям.

Лучше всего ребенка поймут и будут любить только его родители.

Всем хочется иметь умного, здорового ребенка, и при правильном уходе и воспитании можно добиться почти идеального результата.

Детское здоровье или нездоровье зависят от наследственности, экологии, бытовых условий, системы здравоохранения, а также отношений ребенка с родственниками.

Важно не просто понимать, как заводить детей, но и что с ними делать потом, что можно, а что нельзя.

От редакции

Часто от молодых мам можно услышать жалобы на сильную усталость от общения с маленькими детьми. Вроде бы ребенок получает внимания более чем достаточно, однако он как будто специально стремится действовать на нервы матери, постоянно ее дергая и устраивая капризы и истерики. Что же нужно делать, чтобы ребенок стал спокойным, ощущая себя под вашей защитой? Ответ ищите в статье психолога и мамы троих детей Ольги Юрковской : .

«Возводить грудное вскармливание на пьедестал и тем более устраивать из него флешмобы, пугая людей в метро, - лишнее», - поисковый оптимизатор и мама Виктория Самира делится своими мыслями об этом естественном и важном процессе и о том, как прекрасная идея доведена в наше время до абсурда: .

Многие родители замечают, что с началом учебного года дети начинают чаще болеть. Необходимость долгое время сидеть неподвижно приводит к застою в лимфатической системе. Чтобы позаботиться о здоровье ребенка, мастер телесных практик Марина Зыбина предлагает выучить вместе с ним несколько полезных упражнений: .

Эту книгу автор адресует родителям – тем, которые родителями уже стали, и особенно тем, кто только собирается стать ими. Это не учебник, не сборник рецептов и инструкций, не энциклопедия и, упаси боже, не руководство по диагностике и лечению!

Скорее всего, это среднего размера путеводитель, который должен помочь вам избежать многих проблем.

Главное – чуть-чуть здравого смысла, чуть-чуть логического мышления – и мы договоримся обо всем.

Произведений на аналогичную тему написано во всем мире преогромное множество. Неудивительно, что, потратившись на приобретение очередного «труда», будущие или уже состоявшиеся папа и мама хотят прежде всего узнать, в чем состоят особенности этого труда и есть ли они вообще .

Таких особенностей три:

Первая особенность – возможность выполнения рекомендаций. Ведь сотни книг, посвященных уходу за детьми и воспитанию детей, написаны таким образом, что сам процесс общения с ребенком воспринимается в отрыве от реальной жизни. Не учитываются такие «мелочи», как пришедший с работы голодный папа, магазины и поликлиники, исчезнувшая горячая вода, сломавшийся утюг, особо мудрая свекровь, очередная беременность, сокращение штатов, количество дней до зарплаты и т. п.

Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия.

П. Я. Чаадаев


© Е. О. Комаровский, 2007

© М. М. Осадчая, А. В. Павлюкевич, иллюстрации, 2007

© ООО «КЛИНИКОМ», 2007

Небольшое, но очень важное предисловие

…и вот когда попросили принести самое прекрасное из того, что есть на всем белом свете, ворона принесла свое дитя…

Притча



Научно-популярную литературу почти никто и никогда не читает от начала до конца – как роман. Применительно к книгам с информацией о детях, проблемах и болезнях это особенно актуально. Зачем читать о правилах питания беременной женщины, когда у ребенка запор? Открываем главу про запор, получаем необходимые сведения и с чувством глубокого удовлетворения пытаемся претворить в жизнь советы и рекомендации.

Автору, конечно же, очень хочется, чтобы вы прочитали все по порядку. Но, поскольку надежды на это невелики, для предотвращения последующих недоразумений позволю себе краткую инструкцию-информацию для тех, кто готов приступить к чтению (варианты – просмотру, перелистыванию, изучению).

1 Книга состоит из трех основных частей:

Часть первая – посвящена двум наиболее ответственным этапам в жизни ребенка и его родителей – беременности и первому году жизни.

Часть вторая – ребенок старше года, естественно, не сам по себе, а во взаимосвязи с папой-мамой, дедами-бабами, школами-садиками, окружающей средой и системой здравоохранения.

Часть третья – болезни, больницы, врачи, лекарства; что делать обязательно, чего не делать никогда.

2 Все, что вы прочитаете, следует рассматривать, прежде всего, как информацию к размышлению. Ни одна живая душа на всем белом свете не может любить вашего ребенка и понимать вашего ребенка так, как вы. Совсем другое дело состоит в том, что, понимая, любя и даже при этом думая, размышляя, соображая, так вот, при всех этих условиях далеко не всегда удается добиться успеха.

3 Успех применительно к процессу ухода и воспитания – понятие относительное: смотря с какой колокольни смотреть. С точки зрения педагога, не вылезающий из больниц вежливый победитель городской физико-математической олимпиады – несомненный успех. Абсолютно здоровый малолетний бандит (если его отмыть и запретить разговаривать) порадует детского врача отменной работой внутренних органов и прекрасными анализами.

4 Золотая середина – одновременный и обильный бальзам на душу родственников, врачей и педагогов – это ребенок умный, воспитанный и здоровый. Встречается сие явление крайне редко, но, реализуя некую программу ухода и воспитания, мы по крайней мере должны знать, к чему стремиться.

5 Реальный уровень здоровья или нездоровья конкретного ребенка зависит от четырех факторов:

Наследственности, т. е. того, что досталось от мамы и папы;

Окружающей среды (экология + бытовые условия);

Системы здравоохранения;

Процесса ухода и воспитания, т. е. взаимоотношений ребенка и его родственников.

6 Вышеупомянутые уход и воспитание представляют собой некие совершенно определенные действия, некий комплекс мероприятий. Но основной парадокс состоит в следующем: 100 % взрослого населения знают, как делать детей, но 99,9 % не знают при том, что потом делать с детьми .

7 Главная задача этой книги – устранить парадоксальность ситуации, в доступной форме предоставить читателю возможность самому определить, что с ребенком делать надо и чего нельзя делать никогда.

Знакомство

Большая или меньшая степень уважения, питаемая к автору, зависит от большего или меньшего сходства его идей с идеями читателя.

Гельвеций


Автор – не профессор и даже не доцент, а просто детский врач – самый обыкновенный, окончивший обыкновенный медицинский институт. И написана эта книга для людей обыкновенных, живущих обыкновенной человеческой жизнью. Что теоретически создает условия для будущего взаимопонимания.

Эту книгу автор адресует родителям – тем, которые родителями уже стали, и особенно тем, кто только собирается стать ими. Это не учебник, не сборник рецептов и инструкций, не энциклопедия и, упаси боже, не руководство по диагностике и лечению!

Скорее всего, это среднего размера путеводитель, который должен помочь вам избежать многих проблем.

Главное – чуть-чуть здравого смысла, чуть-чуть логического мышления – и мы договоримся обо всем.

Произведений на аналогичную тему написано во всем мире преогромное множество. Неудивительно, что, потратившись на приобретение очередного «труда», будущие или уже состоявшиеся папа и мама хотят прежде всего узнать, в чем состоят особенности этого труда и есть ли они вообще .

Таких особенностей три:

Первая особенность – возможность выполнения рекомендаций. Ведь сотни книг, посвященных уходу за детьми и воспитанию детей, написаны таким образом, что сам процесс общения с ребенком воспринимается в отрыве от реальной жизни. Не учитываются такие «мелочи», как пришедший с работы голодный папа, магазины и поликлиники, исчезнувшая горячая вода, сломавшийся утюг, особо мудрая свекровь, очередная беременность, сокращение штатов, количество дней до зарплаты и т. п.

Вторая особенность состоит в том, что, имея высшее медицинское образование, автор и сам не всегда и не все понимает в умных произведениях, рассчитанных на «широкую читательскую аудиторию». Поэтому он очень и очень старался сделать так, чтобы книга была максимально доступной, но не примитивной.

Третья особенность , пожалуй, главная – я не просто говорю «делайте так» – я пытаюсь убедить вас в том, что именно так делать и надо.

Следует отметить, что современные родители довольно редко принимают на себя весь груз ответственности за здоровье ребенка. Якобы государственный подход к этому вопросу состоит в том, что за здоровье ребенка «вообще» якобы отвечает участковый врач. Но ответы на большинство «детских вопросов» даются на семейных советах, где маме и папе – как лицам наименее опытным – отводится малозначительная роль. С одной стороны, это вполне понятно. С другой – именно мама и папа всегда оказываются «крайними», если дитя болеет или плохо себя ведет. Тут уж родственники, знакомые и, разумеется, бабушки-дедушки не преминут заметить, что надо было слушаться старших.

В связи с вышеизложенным, обращаю внимание мамы и папы на следующие моменты:

оглянувшись по сторонам, вы легко убедитесь в том, что ни вы сами, ни ваши друзья не отличаются железным здоровьем. Поэтому произнесенная свекровью или тещей фраза: «Я троих вырастила» не является сколько-нибудь весомым аргументом;

что бы ни советовали вам друзья, родственники и знакомые, запомните главное: не спать ночами, бегать по аптекам и больницам будете вы и только вы!

вы ведь прекрасно знаете: переделывать (перевоспитывать, переучивать) намного сложнее, нежели поступать правильно с самого начала. Поэтому не доводите своего ребенка до такого состояния, когда только самые решительные меры позволят вам преодолеть возникшие сложности. Лучше уж с самого рождения выбрать правильное направление: это и проще, и дешевле, и приятнее;

если же с самого рождения не получилось – не знали или думали, что знаете, не хотели, не понимали – помните: взяться за ум никогда не поздно, но чем раньше, тем проще.

* * *

Здоровье наших детей в большинстве случаев не устраивает ни родителей, ни педиатров. И это вдвойне неприятно с учетом того, что по количеству детских врачей мы оставили далеко позади не только Бангладеш, но и Соединенные Штаты Америки.

Вывод прост: ни количеством, ни качеством педиатров проблемы здоровья детей решить нельзя. А нельзя, скорее всего, потому, что упомянутое здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех педиатров вместе взятых . Говоря другими словами, родители вполне могут сделать так, чтобы их дитя болело мало, а если уж все-таки болело, то имело возможность сопротивляться болезням и выздоравливать с минимальными потерями.

Вот тут и становится понятной роль педиатра, к которой необходимо стремиться всегда, везде и при любых обстоятельствах, – роль консультанта. И в этой роли педиатр нужен не столько ребенку, сколько родителям ребенка !

В этой книге мы постараемся помочь маме и папе усвоить главные принципы ухода и воспитания, главные правила оказания помощи при болезнях. Но реализовывать их на практике вам придется самим – тут уж помощи ждать не от кого. Правда, принципы автора и жизненная позиция родителей могут не совпадать, поэтому, чтобы быть откровенным до конца, сообщаю следующее:

автор является категорическим и последовательным противником педиатрического и педагогического экстремизма во всех его проявлениях. Поэтому заранее обречены на провал всякие попытки найти в этой книге рецепты по поводу того, как купать в проруби новорожденных или брать в горы трехмесячных детей, как закапывать в нос мочу или учить годовалого ребенка читать, двухлетнего – играть в шахматы, а трехлетнего – готовить к будущей семейной жизни;

автор убежден, что рождение и воспитание детей не является главным и единственным предназначением человека. И рождение, и воспитание представляют собой лишь одну (возможно, самую большую и важную) сторону многогранника, которая ни при каких обстоятельствах не должна перекрывать другие его стороны – любовь, дружеское общение, работу, книги, домашних животных, увлечения (вязание, рыбалку, новую прическу, автомобиль, огород);

никто, ничто и никогда не сможет поколебать уверенности автора в том, что счастливый ребенок – это, прежде всего, ребенок здоровый и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке. Счастливый ребенок – это ребенок, у которого есть и мама, и папа, находящие время не только для того, чтобы этого ребенка любить, но и для того, чтобы любить друг друга.

Вот, собственно говоря, и все. Ежели устраивает – читайте дальше, нет – извините…

Текущая страница: 1 (всего у книги 30 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия.

П.Я. Чаадаев

ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ЕГО РОДСТВЕННИКОВ

«...и вот когда попросили принести самое прекрасное из того, что есть на всем белом свете, ворона принесла свое дитя...»

притча

Научно-популярную литературу почти никто и никогда не читает от начала до конца – как роман. Применительно к книгам с информацией о детях, проблемах и болезнях это особенно актуально. Зачем читать о правилах питания беременной женщины, когда у ребенка запор? Открываем главу про запор, получаем необходимые сведения и, с чувством глубокого удовлетворения, пытаемся претворить в жизнь советы и рекомендации.

Автору, конечно же, очень хочется, чтобы Вы прочитали все по порядку. Но, поскольку надежды на это невелики, для предотвращения последующих недоразумений позволю себе краткую инструкцию-информацию для тех, кто готов приступить к чтению (варианты – просмотру, перелистыванию, изучению).

1. Книга состоит из трех основных частей:

– Часть первая – посвящена двум наиболее ответственным этапам в жизни ребенка и его родителей – беременности и первому году жизни.

– Часть вторая – ребенок старше года, естественно не сам по себе, а во взаимосвязи с папой-мамой, дедами-бабами, школами-садиками, окружающей средой и системой здравоохранения.

– Часть третья – болезни, больницы, врачи, лекарства, что делать обязательно, чего не делать никогда.

2. Все, что Вы прочитаете, следует рассматривать, прежде всего, как информацию к размышлению. Ни одна живая душа на всем белом свете не может любить Вашего ребенка и понимать Вашего ребенка так, как Вы. Совсем другое дело состоит в том, что понимая, любя и даже при этом думая, размышляя, соображая, так вот при всех этих условиях далеко не всегда удается добиться успеха.

3. Успех, применительно к процессу ухода и воспитания, понятие относительное – смотря с какой колокольни смотреть. С точки зрения педагога – не вылезающий из больниц вежливый победитель городской физико-математической олимпиады – несомненный успех. Абсолютно здоровый малолетний бандит (если его отмыть и запретить разговаривать) порадует детского врача отменной работой внутренних органов и прекрасными анализами.

4. Золотая середина – одновременный и обильный бальзам на душу родственников, врачей и педагогов – это ребенок умный, воспитанный и здоровый. Встречается сие явление крайне редко, но, реализуя некую программу ухода и воспитания, мы, по крайней мере, должны знать к чему стремиться.

5. Реальный уровень здоровья или нездоровья конкретного ребенка зависит от четырех факторов:

– Наследственности, т.е. того, что досталось от мамы и папы;

– Окружающей среды (экология + бытовые условия);

– Системы здравоохранения;

– Процесса ухода и воспитания, т.е. взаимоотношений ребенка и его родственников.

6. Вышеупомянутые уход и воспитание представляют собой некие совершенно определенные действия, некий комплекс мероприятий. Но, основной парадокс состоит в следующем: 100% взрослого населения знают КАК ДЕЛАТЬ ДЕТЕЙ, но 99,9% не знают при этом, ЧТО ПОТОМ ДЕЛАТЬ С ДЕТЬМИ.

7. Главная задача этой книги – устранить парадоксальность ситуации, в доступной форме предоставить читателю возможность самому определить, что с ребенком делать надо и чего нельзя делать никогда.

ЗНАКОМСТВО

«Большая или меньшая степень уважения, питаемая к автору, зависит от большего или меньшего сходства его идей с идеями читателя.»

Гельвеций

Автор – не профессор и даже не доцент: просто детский врач – самый обыкновенный, окончивший обыкновенный медицинский институт. И написана эта книга для людей обыкновенных, живущих обыкновенной человеческой жизнью. Что теоретически создает условия для будущего взаимопонимания.

Эту книгу автор адресует родителям – тем, которые родителями уже стали, и особенно тем, кто только собирается стать ими. Это не учебник, не сборник рецептов и инструкций, не энциклопедия и, упаси Боже, не руководство по поводу диагностики и лечения!

Скорее всего, это среднего размера путеводитель, который должен помочь Вам избежать многих проблем.

Главное – чуть-чуть здравого смысла, чуть-чуть логического мышления – и мы договоримся обо всем.

Произведений на аналогичную тему написано во всем мире преогромное множество. Неудивительно, что, потратившись на приобретение очередного "труда", будущие или уже состоявшиеся папа и мама хотят, прежде всего, узнать, в чем состоят особенности этого труда, и есть ли они вообще .

Таких особенностей три:

Первая особенность – возможность выполнения рекомендаций. Ведь сотни книг, посвященных уходу за детьми и воспитанию детей, написаны таким образом, что сам процесс общения с ребенком воспринимается в отрыве от реальной жизни. Не учитываются такие «мелочи», как пришедший с работы голодный папа, магазины и поликлиники, исчезнувшая горячая вода, сломавшийся утюг, мудрая свекровь, очередная беременность, количество дней до зарплаты и т.п.

Вторая особенность состоит в том, что, имея высшее медицинское образование, автор и сам не всегда и не все понимает в умных произведениях, рассчитанных на «широкую читательскую аудиторию». Поэтому он очень и очень старался сделать так, чтобы книга была максимально доступной, но не примитивной.

Третья особенность , пожалуй, главная – я не просто говорю «делайте так» – я пытаюсь убедить Вас в том, что именно так делать и надо.

Следует отметить, что современные родители довольно редко принимают на себя весь груз ответственности за здоровье ребенка. Якобы государственный подход к этому вопросу состоит в том, что за здоровье ребенка вообще отвечает участковый врач. Но ответы на большинство "детских вопросов" даются на семейных советах, где маме и папе – как лицам наименее опытным – отводится малозначительная роль. С одной стороны, это вполне понятно. С другой, именно мама и папа всегда оказываются "крайними", если дитя болеет или плохо себя ведет. Тут уж родственники, знакомые и, разумеется, бабушки и дедушки не преминут заметить, что надо было слушаться старших.

В связи с вышеизложенным, обращаю внимание мамы и папы на следующие моменты:

– оглянувшись по сторонам, Вы легко убедитесь в том, что ни Вы сами, ни Ваши друзья не отличаются железным здоровьем. Поэтому произнесенная свекровью или тещей фраза: «Я троих вырастила» – не является сколько-нибудь весомым аргументом.

– что бы ни советовали Вам друзья, родственники и знакомые, запомните главное: не спать ночей, бегать по аптекам и больницам будете Вы и только Вы!

– Вы ведь прекрасно знаете: переделывать (перевоспитывать, переучивать) намного сложнее, нежели поступать правильно с самого начала. Поэтому не доводите своего ребенка до такого состояния, когда только самые решительные меры позволят Вам преодолеть возникшие сложности. Лучше уж с самого рождения выбрать правильное направление: это и проще, и дешевле, и приятнее.

Если же с самого рождения не получилось – не знали или думали что знаете, не хотели, не понимали – помните: взяться за ум никогда не поздно, но чем раньше тем проще.

Здоровье наших детей в большинстве случаев не устраивает ни родителей, ни педиатров

И это вдвойне неприятно с учетом того, что по количеству детских врачей мы оставили далеко позади не только Бангладеш, но и Соединенные Штаты Америки.

Вывод прост : ни количеством, ни качеством педиатров проблемы здоровья детей решить нельзя. А нельзя, скорее всего потому, что упомянутое здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех педиатров вместе взятых. Говоря другими словами, родители вполне могут сделать так, чтобы их дитя болело мало, а если уж все-таки болело, то имело возможность сопротивляться болезням и выздоравливать с минимальными потерями.

Вот тут и становится понятной роль педиатра, к которой необходимо стремиться всегда, везде и при любых обстоятельствах, – роль консультанта. И в этой роли педиатр нужен не столько ребенку, сколько родителям ребенка !

В этой книге мы постараемся помочь маме и папе усвоить главные принципы ухода и воспитания, главные правила оказания помощи при болезнях. Но реализовывать их на практике Вам придется самим – тут уж помощи ждать не от кого. Правда, принципы автора и жизненная позиция родителей могут не совпадать, поэтому, чтобы быть откровенным до конца, сообщаю следующее:

– автор является категорическим и последовательным противником педиатрического и педагогического экстремизма во всех его проявлениях. Поэтому заранее обречены на провал всякие попытки найти в этой книге рецепты по поводу того, как купать в проруби новорожденных или брать в горы трехмесячных детей, как закапывать нос мочой или учить годовалого ребенка читать, двухлетнего – играть в шахматы, а трехлетнего – готовить к будущей семейной жизни;

– автор убежден, что рождение и воспитание детей не является главным и единственным предназначением человека. И рождение и воспитание представляют собой лишь одну (возможно, самую большую и важную) сторону многогранника, которая ни при каких обстоятельствах не должна перекрывать другие его стороны – любовь, дружеское общение, работу, книги, домашних животных, увлечения (вязание, рыбалку, новую прическу, автомобиль, огород);

– никто, ничто и никогда не сможет поколебать уверенности автора в том, что СЧАСТЛИВЫЙ ребенок – это, прежде всего ребенок ЗДОРОВЫЙ и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке. Счастливый ребенок – это ребенок, у которого есть и мама, и папа, которые находят время не только для того, чтобы этого ребенка любить, но и для того, чтобы любить друг друга.

Вот, собственно говоря, и все. Ежели устраивает – читайте дальше, нет – извините...

У полосатого удава и детеныши в полоску

африканская пословица

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. НАЧАЛО ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЕНКА

1.1. БЕРЕМЕННОСТЬ

«Сколько мы перемучались из-за того, что не случилось, но лишь могло бы случиться»

Томас Джефферсон

Человек Царь Природы, но в то же время – ее часть. Часть, которая нарушила Главный Закон Джунглей

И возвысилась над всеми остальными, создав при этом себе и всем, оставшимся внизу, массу неприятностей. В основе этих неприятностей – постоянные и, к сожалению, вовсе небесплодные попытки борьбы с законами Природы. Кто возьмется утверждать, что человек как биологический вид создан неправильно? Никто!

Следовательно, передающаяся от поколения к поколению наследственная информация достаточно хороша, а от возникающих отклонений Природа пытается всеми силами избавиться самостоятельно, несмотря на активное противодействие ей современной медицины.

Появившийся на свет человеческий детеныш уже владеет совокупностью наследственных (генных) признаков, которая называется генотипом .

Но, родившийся хозяин генотипа не имеет возможности самостоятельно распоряжаться своим богатством. Под влиянием окружающей среды генотип превращается в фенотип – совершенно определенную совокупность внешних признаков.

При одном и том же генотипе можно получить преогромное количество фенотипов – здесь все зависит от:

1. Среды обитания (климат, город, деревня, поблизости завод или, наоборот, сосновый бор, подвал, десятый этаж, пыль, химия, радиация и т.д.);

2. Родителей , точнее от условий, которые они создадут своему ребенку.

Со средой – тут уж как кому повезло. А родители – это, между прочим, мы с Вами и есть.

Суть приведенных рассуждений очевидна: с точки зрения Природы (генотипа), здоровье родившегося ребенка очень мало отличается от здоровья его предшественника, появившегося на свет 20 или 30 тысяч лет назад и не знавшего, что такое паровое отопление, адаптированная молочная смесь, стерильная соска, кипяченая вода и многое, многое другое, но при этом, ухитрившегося не только выжить, но и дать потомство. А этим самым потомством мы с Вами, между прочим, и являемся. И наша главная задача – не позволить ребенку растерять здоровье, которым его Природа уже наградила.

Приступать к решению поставленной задачи надобно как можно раньше – лучше всего уже во время беременности.

Беременность не возникает сама по себе, без предшествующих ей половых контактов.

Отсюда следует, что все остальные признаки: отсутствие месячных и, напротив, присутствие рвот, тошнот и стремительно меняющихся взглядов на окружающую действительность – являются всего лишь следствием одного из наиболее интересных, значительных и широко распространенных проявлений человеческого бытия, а именно – половой жизни.

Вероятность того, что эта книга попадет в руки человека, не знакомого с тем, отчего беременность возникает и как она проявляется, очень невелика. Ну, а коль скоро мы до этого договорились, условимся: при наличии сомнений (подозрений) следует обратиться к врачу, который, отвечая на подобные вопросы, зарабатывает себе на жизнь и называется гинекологом.

Мы не ставим своей целью обсуждение причин беременности (когда, после чего, зачем, от кого и т.п.). И автора, и читателей беременность, разумеется, интересует, но, прежде всего, с позиции ребенка – как жить будущей маме, дабы потом родить и при этом свести к минимуму потребности в детском враче.

Порядок, при котором одному и тому же человеку доверено наблюдение за беременной, принятие родов и последующее наблюдение за ребенком, к огромному сожалению, совершенно не принят.

И в этом нет ничего хорошего. Потому что точки зрения гинеколога и педиатра довольно часто не совпадают: то, что хорошо для мамы (и гинеколога), не всегда хорошо для ребенка (и педиатра).

Итак, самая обычная женщина, достигшая детородного возраста, решила этот возраст не упустить. Эта самая обычная женщина самой Природой подготовлена к вынашиванию ребенка и родам.

И Природа, и человеческое естество, и законы логики, да и вообще элементарный здравый смысл не в состоянии объяснить, почему беременная должна не уставать, побольше спать, не поднимать больше 1-го килограмма и т.п. Ведь эта самая женщина несколько тысяч лет назад в аналогичной ситуации продолжала бы жить по законам племени – ну, кто бы перестал готовить еду или перемещаться вслед за оленями только потому, что кому-то там мешает живот или его, видите ли, тошнит... И надо задуматься самой. Представить своего мужа в виде большого лохматого и не слишком хорошо пахнущего самца, а себя – в виде озабоченной "интересным положением" самки, которая просто должна в процессе беременности, во-первых, не дать этому самцу переметнуться к другой, а, во-вторых, сохранить оптимизм и, к чему скромничать, красоту.

Самое главное правило –

БЕРЕМЕННОСТЬ – НЕ БОЛЕЗНЬ!

Однако очень и очень многие женщины именно так рассматривают это состояние. Во многом им помогают гинекологи, – редко какой визит к врачу не заканчивается рассуждениями об узком тазе, кривой матке, воспалении придатков и вообще – как это Вас, девушка, угораздило... Да еще и подруги наговорят про адовы муки роддома. Опять-таки надо сдать много-премного анализов и обойти много-премного специалистов. Могу клятвенно заверить, что еще ни разу не встречал человека, посетившего большое количество врачей, сдавшего большое количество анализов и не обнаружившего при этом какой-нибудь дремавшей в нем хвори. Тем более что у нас принято бегать по врачам после того, как беременность стала свершившимся фактом, а не до того как...

Кстати, сам факт беременности в большинстве случаев порождает множество других проблем – сексуальных, материальных, наконец, квартирных.

И нет ничего странного в том, что стрессовое состояние – удивительно частый спутник беременности. Ведь очень трудно противостоять обильному наплыву негативной информации. Для этого надо иметь очень-очень крепкие мозги или не иметь их вообще. И то и другое – редкость, поэтому желательно запомнить :

– слушать надо, прежде всего себя – двигаться, если хочется двигаться, спать, если хочется спать, есть, если хочется есть, и заниматься с мужем любовью, если хочется ею заниматься.

– если Вы хотите ребенка и при этом уже беременны, то никакие обнаруженные врачами болезни не должны вызывать у Вас отчаяния. Констатируйте в глубине души тот факт, что надо было раньше махать руками, но не стремитесь себя спасать, поскольку трудно найти методы лечения, одновременно полезные и ребенку, и маме;

– любое лечение беременной женщины должно проводиться только тогда, когда без этого однозначно нельзя обойтись (кровотечение, явная угроза срыва, нефропатия, выявленный сахарный диабет, ревматизм или другие страсти);

Вы живете в стране, где количество проверяльщиков и тех, кто учит, как надо лечить, почти равно количеству тех, кто действительно лечит. Тот, кто лечит, прекрасно знает, что за назначение 10 лекарств при насморке никто его не будет ругать – ведь по поводу каждого их этих 10 лекарств защищена, как минимум, кандидатская диссертация. Беременность – это всегда риск. Очевидный риск для самой беременной и не менее очевидный риск для врача, который, учитывая оценку его труда обществом, рисковать не собирается.

И надо иметь очень много мужества, чтобы не назначить, не послать на консультацию, не уложить в стационар, не начать стимулировать, не запретить. Надо оторваться от бумажек и найти время, чтобы спокойно поговорить, объяснить и, в конце концов, сознательно разделить риск пополам. Но ведь проверяют врача не по отзывам пациентов, а по качеству исписанных им «документов»! А коль скоро какой-либо диагноз в карточке записан, то обязательно надо лечить: а вдруг какая неприятность, тут уж учителя и проверяльщики по всей строгости спросят – как это Вы, батенька, не назначили? И ведь действительно иногда случаются неприятности – у одной из 100, но назначают всем – на всякий случай. Помогите врачу быть с Вами честным и откровенным – не требуйте от него дефицитов и Вашего немедленного спасения, не кричите: «мы достанем», выясните все-таки, а что будет, если не делать ничего, и что опаснее – лечить или не лечить. Я, по вполне понятным причинам, не называю конкретные болезни, не в этом суть. Просто беременная должна попытаться взглянуть на себя глазами врача, к которому она пришла. Она должна понять то, что понимает любой врач : беременность – это нормальный физиологический процесс и, чем меньше мы будем вмешиваться в нормальные физиологические процессы, тем лучше будет нам всем!

А если не совсем нормальный? Так подумать надо, настолько ли мы мудры, чтобы матушке-природе мешать, если она чуть-чуть споткнулась. А если совсем не нормальный – тогда лечиться, но помнить при этом замечательный афоризм, родившийся в среде практических врачей: «То, что бывает редко – бывает очень редко; то, что бывает очень редко – не бывает никогда».

1.1.1. КОГДА ЛУЧШЕ ЗАБЕРЕМЕНЕТЬ?

К огромному-преогромному сожалению, планирование беременности до настоящего времени не является всеобщим правилом. Но если Ваша семья в своей эволюции достигла того, что, во-первых, может позволить себе беременность в определенный момент, а, во-вторых, может сделать эту беременность реальным фактом, то следует знать: чем выше к моменту зачатия уровень здоровья будущих папы и мамы, тем здоровее будет ребенок.

Поэтому желательно ДО ТОГО:

– проверить состояние своего здоровья и, если надобно, подлечиться;

– обязательно посетить стоматолога;

– хорошенько отдохнуть (оптимально – провести отпуск не на диване, а на природе);

– "завязать" с разными вредностями (курением, употреблением горячительных напитков, бдениями у телевизора);

– максимально ограничить контакты с бытовой химией и использование фармакологических средств;

– несколько ограничить сексуальную активность.

Многих волнует время года, месяц и даже конкретный день. Насчет дня ничего сказать не могу (это лучше выяснить у астрологов), а в отношении времени года замечу следующее. Максимальный уровень здоровья конкретного человека приходится на осень (сентябрь–октябрь): достаточное количество свежих овощей и фруктов, летний отдых (солнце, воздух, вода, физические нагрузки). С другой стороны очень хорошо, когда ребенок рождается осенью – легче организовать закаливание, впереди зима (сложнее будет перегреть). Опять-таки очень хорошо, когда первое полугодие жизни ребенка приходится на зимние месяцы – еще действует доставшийся от мамы иммунитет ко многим вирусам, следовательно, заметно меньше вероятность заболеть.

Логика, скорее всего, состоит в том, что при отсутствии у будущих родителей серьезных проблем со здоровьем планировать зачатие следует на январь-февраль, дабы осенью родить. Ну а если здоровье не в порядке – «делать» ребенка осенью.

Особый вопрос – возраст будущей мамы. Понятно, что в 18 лет Вы будете поздоровее, чем в 35. Но г лавное все-таки в том, чтобы Вы рожали ребенка для себя, а не в качестве подарка бабушкам и дедушкам. Поэтому лучше быть мамой в 30 лет, чем кукушкой в 18.

И еще. Даже заводя щенка, люди, как правило, думают о том, где он будет спать, что он будет есть и кто с ним будет гулять. Рожденному Вами ребенку именно Вы и только Вы обязаны обеспечить существование, достойное человека...


Евгений Олегович Комаровский

Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников

Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия.
П. Я. Чаадаев


Небольшое, но очень важное предисловие

…и вот когда попросили принести самое прекрасное из того, что есть на всем белом свете, ворона принесла свое дитя…
Притча

Научно-популярную литературу почти никто и никогда не читает от начала до конца - как роман. Применительно к книгам с информацией о детях, проблемах и болезнях это особенно актуально. Зачем читать о правилах питания беременной женщины, когда у ребенка запор? Открываем главу про запор, получаем необходимые сведения и с чувством глубокого удовлетворения пытаемся претворить в жизнь советы и рекомендации.

Автору, конечно же, очень хочется, чтобы вы прочитали все по порядку. Но, поскольку надежды на это невелики, для предотвращения последующих недоразумений позволю себе краткую инструкцию-информацию для тех, кто готов приступить к чтению (варианты - просмотру, перелистыванию, изучению).

1. Книга состоит из трех основных частей:

● Часть первая - посвящена двум наиболее ответственным этапам в жизни ребенка и его родителей - беременности и первому году жизни.

● Часть вторая - ребенок старше года, естественно, не сам по себе, а во взаимосвязи с папой-мамой, дедами-бабами, школами-садиками, окружающей средой и системой здравоохранения.

● Часть третья - болезни, больницы, врачи, лекарства; что делать обязательно, чего не делать никогда.

2. Все, что вы прочитаете, следует рассматривать, прежде всего, как информацию к размышлению. Ни одна живая душа на всем белом свете не может любить вашего ребенка и понимать вашего ребенка так, как вы. Совсем другое дело состоит в том, что, понимая, любя и даже при этом думая, размышляя, соображая, так вот, при всех этих условиях далеко не всегда удается добиться успеха.

3. Успех применительно к процессу ухода и воспитания - понятие относительное: смотря с какой колокольни смотреть. С точки зрения педагога, не вылезающий из больниц вежливый победитель городской физико-математической олимпиады - несомненный успех. Абсолютно здоровый малолетний бандит (если его отмыть и запретить разговаривать) порадует детского врача отменной работой внутренних органов и прекрасными анализами.

4. Золотая середина - одновременный и обильный бальзам на душу родственников, врачей и педагогов - это ребенок умный, воспитанный и здоровый. Встречается сие явление крайне редко, но, реализуя некую программу ухода и воспитания, мы по крайней мере должны знать, к чему стремиться.

5. Реальный уровень здоровья или нездоровья конкретного ребенка зависит от четырех факторов:

● наследственности, т. е. того, что досталось от мамы и папы;

● окружающей среды (экология + бытовые условия);

● системы здравоохранения;

● процесса ухода и воспитания, т. е. взаимоотношений ребенка и его родственников.

6. Вышеупомянутые уход и воспитание представляют собой некие совершенно определенные действия, некий комплекс мероприятий. Но основной парадокс состоит в следующем: 100 % взрослого населения знают, КАК ДЕЛАТЬ ДЕТЕЙ, но 99,9 % не знают при том, ЧТО ПОТОМ ДЕЛАТЬ С ДЕТЬМИ.

7. Главная задача этой книги - устранить парадоксальность ситуации, в доступной форме предоставить читателю возможность самому определить, что с ребенком делать надо и чего нельзя делать никогда.


Знакомство

Большая или меньшая степень уважения, питаемая к автору, зависит от большего или меньшего сходства его идей с идеями читателя.
Гельвеций

Автор - не профессор и даже не доцент, а просто детский врач - самый обыкновенный, окончивший обыкновенный медицинский институт. И написана эта книга для людей обыкновенных, живущих обыкновенной человеческой жизнью. Что теоретически создает условия для будущего взаимопонимания.

Эту книгу автор адресует родителям - тем, которые родителями уже стали, и особенно тем, кто только собирается стать ими. Это не учебник, не сборник рецептов и инструкций, не энциклопедия и, упаси боже, не руководство по диагностике и лечению!

Скорее всего, это среднего размера путеводитель, который должен помочь вам избежать многих проблем.

Главное - чуть-чуть здравого смысла, чуть-чуть логического мышления - и мы договоримся обо всем.

Произведений на аналогичную тему написано во всем мире преогромное множество. Неудивительно, что, потратившись на приобретение очередного «труда», будущие или уже состоявшиеся папа и мама хотят прежде всего узнать, в чем состоят особенности этого труда и есть ли они вообще.

Таких особенностей три:

Первая особенность - возможность выполнения рекомендаций. Ведь сотни книг, посвященных уходу за детьми и воспитанию детей, написаны таким образом, что сам процесс общения с ребенком воспринимается в отрыве от реальной жизни. Не учитываются такие «мелочи», как пришедший с работы голодный папа, магазины и поликлиники, исчезнувшая горячая вода, сломавшийся утюг, особо мудрая свекровь, очередная беременность, сокращение штатов, количество дней до зарплаты и т. п.

Вторая особенность состоит в том, что, имея высшее медицинское образование, автор и сам не всегда и не все понимает в умных произведениях, рассчитанных на «широкую читательскую аудиторию». Поэтому он очень и очень старался сделать так, чтобы книга была максимально доступной, но не примитивной.

Третья особенность , пожалуй, главная - я не просто говорю «делайте так» - я пытаюсь убедить вас в том, что именно так делать и надо.

Следует отметить, что современные родители довольно редко принимают на себя весь груз ответственности за здоровье ребенка. Якобы государственный подход к этому вопросу состоит в том, что за здоровье ребенка «вообще» якобы отвечает участковый врач. Но ответы на большинство «детских вопросов» даются на семейных советах, где маме и папе - как лицам наименее опытным - отводится малозначительная роль. С одной стороны, это вполне понятно. С другой - именно мама и папа всегда оказываются «крайними», если дитя болеет или плохо себя ведет. Тут уж родственники, знакомые и, разумеется, бабушки-дедушки не преминут заметить, что надо было